4

Вы ВКонтакте

Ирина Амосова
10 августа 2011 года

Итак, SMM. Сейчас этим термином уже вряд ли кого-то удивишь. Набирая SMM в Яндексе, мы получаем 2 млн. ответов, Google — 15 млн. 700 тысяч, «продвижение в социальных сетях» — 1 млн. 300 тысяч Google и 33 млн. Яндекс. Да, интерес к маркетингу в социальных сетях действительно большой, но, несмотря на это, до сих пор нет четких правил, как делать это эффективно, и, вероятно, их и не существует. Я расскажу вам о нашем опыте в этой области на конкретном примере.

На протяжении трех месяцев отдел интернет-рекламы ЦВТ занимается продвижением ТС «Оптима» ВКонтакте. Что у нас получилось:


«Оптима» — это региональная торговая сеть по продаже косметики и бытовой химии. Цель, которая перед нами стояла и стоит — развитие группы (организация обратной связи, привлечение активных пользователей, поддержка лояльности). Результаты, достигнутые на сегодняшний день:

  • 1 620 участников группы.
  • Общий прирост группы за 3 месяца — 1 542 чел.
  • Количество уникальных посетителей в сутки — 192 чел.
  • География посетителей (в порядке убывания) — Ижевск, Пермь, Воткинск, Нефтекамск, Агрыз, Можга, Лениногорск, Киров, Казань, Краснокамск.

Далее опишу трудности, с которыми нам пришлось столкнуться, и нюансы, которые необходимо учитывать. Нажмите на ссылки, чтобы открыть полную информацию.

Фотоконкурс

Простой и действенный способ оживить группу. В большинстве своем люди любят показывать себя, своих детей, друзей, знакомых, собак, кошек, рыбок, как они умеют стоять на одной ноге и т.п. Отмечу очевидные факты:

  • Число желающих участвовать ради участия намного меньше желающих делать это за какое-либо вознаграждение.
  • Недовольные будут всегда. Недовольные голосованием, недовольные победителем, недовольные призом, просто недовольные жизнью и т.д. Не спешите удалять негативные сообщения, настройте обратную связь с пользователем, найдите к нему подход. Важно корректно и своевременно реагировать на все возникающие недовольства. Выслушать, понять, объяснить / предложить решение.

Выбирая тематику конкурса, ориентируйтесь на интересы потребителей вашего бренда. Например, любители вкусной кухни могут посоревноваться в лучших рецептах, а «мамочки» с удовольствием разместят фотографии своих чад.

Что касается призов, то это могут быть трендовые вещи (современная техника, востребованная вашими потребителями), либо вознаграждение, поддерживающее общую идею бренда.

Оптимальный срок прохождения конкурса — от 4 недель. За этот промежуток времени целевая аудитория получит информацию, успеет подготовить материалы и привлечет болельщиков для поддержки.

Вы не знали, а у нас конкурс вчера закончился

ВКонтакте предоставляет возможность верстки графического меню группы для привлечения внимания к основным элементам группы, событиям, конкурсам. Но меню группы по умолчанию скрыто, и не все открывают его и не все знают, что оно существует в принципе, а соответственно могут даже не догадываться о том, что в группе проходит конкурс. Что можно сделать:

  • Краткая информация с названием и сроками конкурса на аватаре группы.
  • Таргетированные объявления ВКонтакте.
  • Анонс конкурса в других популярных и тематически подходящих именно вам группах ВКонтакте, а также на других интернет-площадках (официальный сайт компании, корпоративный блог, twitter и т.д.)
  • Напоминания на стене группы.
  • Оффлайн реклама.
    В нашем случае информация о конкурсах также размещалась в печатных каталогах торговой сети.

Голосуют все! Или не все?

Какой оптимальный вариант голосования выбрать? Лично меня этот вопрос волнует до сих пор. Каждый раз мы пробуем новую схему голосования. Мы стремимся к тому, чтобы выбранный вариант голосования отвечал двум моментам: позволял избежать «накрутки» голосов (повышение количества голосов) и способствовал вовлечению в процесс голосования участников группы. Схема голосования, кстати, вызывает очень бурную реакцию у участников группы и их друзей, которые за них голосуют. Программа по «накрутке» голосов ВКонтакте позволяет увеличить кол-во голосов:

  • Мне нравится
  • Просмотры
  • Опросы
  • Подписчики
  • Участники группы
  • Участники встречи
  • Друзья

Да, это практически все возможные варианты, как быть?

  • Независимое жюри
    Отличный вариант, но в нем нет вовлеченности пользователей. Можно создать отдельный альбом с фотографиями жюри и возможностью задать им вопрос, вступить с ними в диалог. Это интересно. Жюри по возможности должно быть максимально приближено к тематике конкурса, вызывать интерес, уважение и признание у участников.
  • А+Б
    Голосование конкурса разбито на несколько этапов, чаще всего на два, если речь идет о конкурсе, не превышающем 4 недель. Идеальный вариант, на мой взгляд. Первый этап — даем возможность участникам самим выбрать определенное количество финалистов. Советую и на этом этапе проявить фантазию, уйдите от пресловутых сердечек «мне нравится». Задействуйте в голосовании комментарии под фотографиями участников, например. Второй этап — независимое жюри, а также, возможно, приз зрительских симпатий.

Обратная связь

Любой человек, задавая вопрос, написав пожелание, жалобу или похвалив вас, хочет получить ответ. Важно отвечать максимально быстро и эффективно на все поступающие запросы. Без этой составляющей вы не сможете добиться лояльного отношения к вам, а того хуже — приобретете негативно настроенных пользователей.

Для меня однажды настал очень приятный момент. В очередной раз зашла в группу, увидела вопрос по поводу текущего конкурса на стене группы и заметила, что наиболее активные участники группы (не сотрудники фирмы и не сотрудники нашей компании) уже ответили новому пользователю. Это здорово. Тогда меня это очень порадовало. Следующим приятным моментом была активность участников группы. Они выкладывали фото своих подарков, которые выиграли в конкурсах, различные видео и обсуждали это друг с другом. Группа начала жить, у нее появились свои постоянные посетители.

Контент

Без конкурсов группа немного стихает. Необходимо придумывать способы вовлечения участников в дискуссию. Идеальный вариант — пользователь сам генерирует контент, но как быть, если этого не происходит? Я считаю, что будущее социальных сетей за уникальным и «адресным» (конкретному пользователю, конкретной выделенной группе аудитории) контентом. Никакого перепоста, никаких уже облетевших весь интернет картинок. Это все уже никому не нужно и не интересно. Я против четкого плана и схемы в данном вопросе. Я считаю, что нужно реагировать на настроение и поведение группы и меняться вместе с ней. Менять подходы, контент.

Настройте обратную связь или выступайте экспертом в вопросах, которые возникают у пользователя о вашем бренде. Давайте полезные советы, приводите примеры эффективного использования услуг или продукта, рассказывайте об акциях. Посмотрите, может быть, ваш бренд или продукт обсуждается в других группах или на форумах, обсудите эти же вопросы с участниками своего сообщества. Используйте существующие системы мониторинга присутствия в социальных сетях (youscan, buzzware, brandspotter, iqbuzz, wobot).

Только вместе

Следующий вопрос, который ставит компания после принятия решения о работе в SMM — нанимать собственного специалиста или воспользоваться услугами агентства. Как показала практика, наиболее эффективная работа получается в тандеме.

Существует миф, что SMM — это быстро и дешево. В реальности данный инструмент требует значительные временные и человеческие ресурсы. Безусловно, начиная работу в направлении SMM, агентство досконально изучает бренд и определяет цели и задачи, которые стоят перед компанией. Однако на начальном этапе данный процесс потребует высокой вовлеченности, т. к. именно вы, как никто другой, знаете ваш бизнес и ваших потребителей.

Посмотрите, как менялась группа с течением времени. У нас есть два постоянных блока: это адреса магазинов и вакансии торговой сети. Аватарка и меню группы меняются в зависимости от конкурса. Все альбомы имеют единообразную обложку.

Буду рада, если у вас возникнут вопросы, пожелания или возражения.

А еще наш отдел интернет-рекламы развивается, и нам нужны новые люди. На данный момент мы ищем менеджера по продажам. Высылайте свои резюме нашему hr-менеджеру Татьяне на адрес: hr@htcmail.ru.

Метки: , , , , , ,

4 комментария к записи «Вы ВКонтакте»

  1. vva,

    если честно статистика не впечатляет

    • Ирина Амосова Ирина Амосова,

      Мы стараемся сформировать лояльную и активную аудиторию вокруг бренда. Создать площадку для коммуникации с клиентами, изучить спрос. При этом стараемся привлечь «живых» пользователей, а не «мертвые души» для количества.
      Мы будем рады, если вы поделитесь с читателями нашего блога информацией о других успешных примерах продвижения региональных брендов с помощью smm.

      • vva,

        да примеров вроде много
        куча компаний активничают в соц сетях
        цифры у всех примерно такие же, ну может быть +- 2 раза

        другой вопрос про «активность» что если 192 посетителя за сутки
        то наверно 19 из них способны чего то написать
        и ~2 (включая ваших менеджеров) способны заводить новые темы

        т.е. аудитория может и есть, а вот для community, которое способно к самостоятельной жизни этого мало

        цели нужно ставить не в «уникальных посетителях» а в «уникальных постах» в обсуждениях, коих должно быть ИМХО не менее 2-3 в сутки, для жизнеспособности

        • Елизавета Саяпова Елизавета Саяпова,

          Согласна, что SMM – тема актуальная, интересная и рассказать все в одном посте просто невозможно. Автор обзора показал лишь часть той активности, которую компания совместно с агентством может вести в социальных сетях.
          Необходимо учитывать и специфику бренда, и активность/потребности его целевой аудитории. С учетом этого цели и показатели будут для каждой компании индивидуальными.
          Если заглянуть в группу «Оптима» сейчас, то можно увидеть, что участники уже освоились, ведут «самостоятельную жизнь», появились «адвокаты бренда».

Ответить на сообщение vva