Мы живем в эпоху веб 2.0. Каждый день создается огромное количество новых сайтов, призванных улучшить жизнь пользователей Интернета. На каждый из этих сайтов создатели возлагают огромные надежды: это мечты о бесконечном богатстве и стабильном будущем, возможность получить бесценный опыт в разработке и стать профессионалом, удовлетворение своих амбиций.
Но для реализации этих целей нужно чтобы разрабатываемый стартап стал успешным: привлек пользователей, заинтересовал их, стал заметным и начал бы приносить прибыль.
К сожалению, большинство проектов обречено на вымирание. Кто-то называет это естественным отбором, я же хочу подойти к этому с другой стороны.
Причина безуспешности проектов кроется в неправильном подходе к их разработке
Разработчики делают сайт для людей, для пользователей. Поэтому нужно посвятить весь процесс разработки тому, чтобы проект удовлетворял потребностям пользователей.
Вот что нужно для того, чтобы стартап нравился пользователям и как этого добиться:
- Удачная идея
- Максимальное удобство для пользователя
- Проработанная входная страница
- Приятный дизайн
- Минимальное время загрузки страниц
Казалось бы, ничего нового. Но, глядя на огромное количество неудачных проектов, можно с уверенностью сказать, что не все разработчики следят за выполнением этих условий.
Удачная идея
Одним из важнейших факторов успешности создаваемого проекта является идея. Удачная идея может гарантировать интерес к проекту пользователей. Независимо от реализации, если идея уникальна и востребована, она будет пользоваться спросом. По крайней мере до того момента, когда появится конкурент, предлагающий более удобный интерфейс и более проработанные сервисы.
Если же идея не будет понятной или интересной для пользователя, то велика вероятность, что на сайт не удастся привлечь достаточное число по-настоящему заинтересованных пользователей. А это в свою очередь грозит либо низкой рентабельностью проекта, связанной с постоянно высокими затратами на рекламу для привлечения новых посетителей.
Идея формируется и формализуется на этапе концептуального проектирования проекта.
С точки зрения разработчиков идея должна обладать следующими признаками:
- Интересна большому количеству пользователей. Это позволит довольно просто набрать необходимое для жизни проекта количество лояльных пользователей
- Уникальна, т.е. нет прямых конкурентов. Сделать посещаемым вторую сеть об IT или второй видеохостинг может быть достаточно непростой задачей при условии удобства и качества конкурентов (т.о. под «прямыми конкурентами» стоит понимать удобные в пользовании посещаемые сайты с точно такой же идеей)
- Имеет реальные пути монетизации. В случае баннерной рекламы это таргетированная аудитория, в других случаях продуманные варианты монетизации (платные сервисы, партнерские программы, использование пользовательской базы)
Расписывая идею, необходимо уточнить следующие моменты:
- Цель проекта
- Аудитория проекта
- Основные use cases пользователей
- Функционал проекта
- Способы монетизации проекта
Максимальное удобство для пользователя
Если в процессе использования сайта будут возникать постоянные затруднения, пользователь может задуматься о переходе к другому сайту. Поэтому в работе сайта категорически недопустимы ошибки, кроме того, он должен быть реализован таким образом, чтобы быть интуитивно понятным для пользователя.
Для того, чтобы сделать сайт удобным для пользователя, необходимо следить за юзабилити, постоянно думать о пользователях и тестировать проект на всех этапах разработки.
Чтобы быть уверенным в удобстве проекта для пользователя, нужно выполнить следующие требования:
- Подробно спроектировать проект на стадии планирования (концептуальное, логическое проектирование, создание прототипа системы и его юзабилити-тестирование)
- Проводить прототипирование и оптимизацию элементов интерфейса при реализации проекта
- Проверять юзабилити создаваемого проекта на всех этапах его жизни (проводить юзабилити-тестирования, а также использовать другие методы для более комплексной оценки юзабилити)
Проработанная входная страница
Попав на входную страницу, пользователь сразу должен понять, какие возможности ему предлагает сайт. Если по входной странице остается непонятным цель проекта, то скорее всего пользователь просто не станет разбираться с проектом, а перейдет к поиску другого сайта.
Начальная страница должна содержать следующее:
- Цель и назначение сайта
- Иерархия сайта
- Поиск
- Обзор содержания («Content Promos») рассказывает о новейших, лучших и самых популярных элементах содержания, как, например, последние статьи или выгодные предложения
- Обзор сервисов («Feature promos») предлагает пользователю посетить дополнительные разделы сайта и воспользоваться какими-нибудь услугами, как, например, персонализация или подписка на рассылку новостей
- Периодически обновляемое содержание
- Ярлыки. Элементы содержания сайта, которые наиболее часто запрашиваются посетителями (например, обновленные версии программного обеспечения), заслуживают того, чтобы на начальной странице находились ссылки для быстрого перехода к ним
- Регистрация. Если на сайте используется регистрация, то на начальной странице должны размещаться специальные ссылки для новых посетителей и для тех, кто уже зарегистрировался. Следует также предусмотреть указатели, сообщающие о том, что вы зарегистрированный пользователь
Кроме того, начальная страница должна служить нескольким общим целям:
- Показывать мне то, что я ищу. Начальная страница должна ясно показывать, как получить то, что мне нужно, — при условии, что это вообще находится на сайте
- …и то, что я не ищу. В то же время, начальная страница должна сообщать мне о том, что на данном сайте есть некоторые другие вещи, которые также могут меня заинтересовать, несмотря на то, что в данный момент я их не ищу
- Показывать мне место, откуда нужно начинать. Нет ничего хуже, чем натолкнуться на начальную страницу, на которой невозможно понять, где начало
- Вызывать доверие к сайту. В некоторых случаях начальная страница может оказаться единственным шансом произвести на посетителя сайта благоприятное впечатление
Приятный дизайн
Один из законов юзабилити гласит: «Визуально привлекательные объекты видятся более удобными». Нужно внимательно отнестись к разработке дизайна, чтобы он понравился и запомнился целевой аудитории.
Минимальное время загрузки страниц
Несмотря на высокую скорость и низкие тарифы на Интернет в центральных областях, регионы до сих пор испытывают проблемы с Интернетом. Поэтому недопустимой является низкая скорость загрузки страниц у пользователей.
Кроме того, web 2.0 приложения являются в большинстве своем высоконагрузочными и неоптимизированность приложения может привести к тому, что серверы перестанут справляться с тем количеством посетителей, которое будет у сайта.
Еще один момент
Существует еще одна проблема, влияющая на юзабилити и восприятие проектов. Иногда по мнению инвесторов для выполнения бизнес-задач необходимо идти в ущерб юзабилити. На самом деле необходимо помнить о том, что успешность проекта описывается его аудиторией, поэтому необходимо все-таки в первую очередь думать об удобстве пользователей. И если бизнес-модель противоречит удобству пользователей, то возможно стоит пересмотреть именно модель.
Выводы
Разрабатывая стартап Вашей мечты, пожалуйста, думайте о тех пользователях, которые будут с ним работать. Ведь, в конце концов, только благодаря им Ваша работа не пройдет зря. Постарайтесь порадовать их не только Вашей гениальной идеей, но и великолепным исполнением. Будьте профессионалами.
Метки: web 2.0, проектирование, создание сайтов, юзабилити
Ты забыл команду. Все вышеперечисленное фигня, если нет людей, способных это реализовать.
А первые три пункта можно описать словом "Удовлетворить потребности посетителя". И уже сюда относится показать ему то, что он хочет увидитеть, дизайн, юзабилити и прочее.
Кстати, тебе, как спецу по юзабилити, можно было бы разобрать какой-нибудь сайт (или несколько), основываясь на вешеперечисленных параметрах. Было бы очень интересно, я думаю.
Я не могу рассуждать с точки зрения менеджера стартапа, т.к. у меня нет соответствующих знаний. Поэтому я описываю ту часть разработки, про которую мне есть что сказать. Предлагаю тебе, Егор, описать процесс создания правильного стартапа, каким его видишь ты. Я думаю, будет интересно.
А по поводу разбора юзабилити сайта: нам постоянно приходится этим заниматься. Я думаю, что может быть я напишу такую статью. Пока принимаю заявки на разбор.
Вот тебе, Егор, куча разборов юзабилити:
http://www.htc-cs.ru/direction/expert/trance-line.html
http://www.htc-cs.ru/direction/expert/votkinsk.html
http://www.htc-cs.ru/direction/expert/kupol-starki.html
Игорь, хорошая попытка. Только "воды" чрезмерно много.
Стива Круга почитай и исправь ошибку, плиз)
Воды много, чтобы достигнуть тайных глубин подсознания читателей:) Круга я читал. Кстати, про главную страницу оттуда. А за ошибку спасибо. Зачем только устраивать квест и писать саму ошибку в своем ЖЖ, а указание на нее — на нашем блоге?;)
офф: Мишу Круга послушай! ;-)
По делу: "Несмотря на высокую скорость и низкие тарифы на Интернет в центральных областях, регионы до сих пор испытывают проблемы с Интернетом."
Это ты какие регионы имеешь в виду? Не стоит думать, что в сибирских городах по улицам медведи ходят ;)
Konstantin Medvedev,
http://habrahabr.ru/blog/i_am_clever/47518.html — радуйся что в Удмуртии нет таких проблем.