Привет!
Вы, наверное, уже видели в соц. сетях публикации о нашей поездке в Якутск. Мы пока не можем сказать, зачем десант ЦВТ высадился в Республике Саха (Якутия) прямо перед новогодними праздниками, но можем поделиться впечатлениями.
Передаю слово Капитану Руслану, который не только принимал непосредственное участие в командировке, но и с удовольствием расскажет каково это… жить и работать в Якутске.
Всем привет.
Сейчас будет много текста о приключениях ЦВТшников в Якутске.
День первый
Прилёт
Перед поездкой щекотала нервы каждая новость о том, что аэропорт Якутска из-за морозов не принимает самолёты, а все рейсы отправляют на запасные аэродромы в Нерюнгри и Мирный. Вопреки опасениям, мы прилетели именно в Якутск, и вовремя. Тут всего лишь –35, для гражданской авиации это вообще не температура.
Теперь, правда, немного мандражируем насчёт отлёта. Сейчас тут –48°, а в субботу (день отлёта) может быть вообще ниже –50°. Но пока отсюда всё вылетает.
Быт Якутска
К морозам тут все привыкли и используют самые разные лайфхаки. Например, автомобили упаковывают в огромные чехлы:
Распакованные автомобили возят эти чехлы с собой:
Самое интересное, что такой чехол совершенно официально называется «Тёплый гараж «Наташа»».
Автопарк — сплошь незнакомых японских марок. Из российских встречал только УАЗ Патриот и классическую Ниву.
Из-за большой влажности в мороз стоит жуткий туман — та причина, по которой аэропорт может не принять какой-то самолёт. Вот, например, вид из окна офиса, где мы работаем:
Если приглядеться — где-то там на заднем плане стоит жилое здание.
Так же из-за морозов на лестницах, которые отделаны всяким гранитом, очень скользко. Поэтому на каждой лестнице есть ковёр:
Если подниматься по скользкой лестнице, а не по ковру, можно хорошо навернуться и разобраться по частям.
Иногда попадаются дверные ручки, отделанные шерстью:
А деревья покрыты очень толстым слоем инея, в котором легко прячутся гирлянды:
Коммунальные службы работают хорошо: всё расчищено и убрано. Нет ни сугробов, ни нерасчищенных мест.
В помещениях адски дико греют батареи. В одном кафе я по незнанию сел рядом с радиатором и через несколько минут стал горячее, чем пицца, которую нам принесли. Обтёк три раза, в общем.
В мороз ходим, закутанные до глаз. Короткими перебежками, стараясь дышать через шарф. Странное ощущение, когда в –45° чистым воздухом дышится тяжело.
А ещё — джет-лаг. Теперь я знаю, как это бывает. В три часа ночи по местному времени проснулся сегодня и не мог уснуть до утра. А как только уснул утром — надо было вставать и идти в морозный туман на работу.
Местные женщины повально ходят в симпатичных унтах:
В магазине унт я получил исчерпывающую информацию о процессе их производства. Кстати, вы в курсе, что чем темнее унты, тем дороже стоят? Дело в том, что тёмные олени, из которых их делают, в природе встречаются реже, чем светлые.
А ещё у унт вот такая войлочная подошва. На неё лучше наклеить толстую резиновую сразу, чтобы не износилась.
И вам лучше не знать, сколько они стоят. В магазине, куда я зашел, самые дешёвые — без отделки бисером и из очень белого оленя-альбиноса — 28К. С бисером и из оленей средней цветовой палитры — от 30К до 34К. Из чёрного оленя — 38К и выше.
Кстати, слово «унты» произносится с ударением на второй слог.
День второй
Сегодня температура была как вчера — от –48° с утра до –42° к вечеру. Разницу не почувствовали, но к морозу привыкли. Курящие сотрудники ЦВТ уже без паники отправляются на улицу на перекур, сигарету докуривают полностью, возвращаются без ужаса в глазах. Особо циничные вообще ходят по улице без шарфа на лице. Почти как местные.
В Якутске полно новогодних ёлок. Все обязательно живые, чёткой конусообразной формы, нарядные и светящиеся гирляндами.
По улицам, вообще, походили сегодня вечером довольно бодро: искали место, где затусить с местными. Обошли несколько баров и едален, пока не нашли свободный столик на 8 человек. А это ещё только четверг!
Впрочем, обратил внимание ещё сразу по приезду: в том месте, где мы живём и работаем, огромная концентрация всяких трапезных и питейных заведений, а также банков. Ощущение, что якутчане живут тут только для того, чтобы покупать унты в кредит и обмывать покупку.
По пути попадаются нетипичные для Ижевска объявления на столбах.
Внезапно из ночного тумана появился даже целый собор.
Собор находится в так называемом Старом городе — месте, где казаки, когда-то давно пришедшие сюда, основали первый острог. Оригинальный острог, как и строения, давно уже сгнил и развалился, поэтому всё восстановлено. И в каждом строении — по бару и ресторану, иногда по два-три сразу. Все на разный вкус.
В Старом городе никто не живёт, только развлекаются и работают в развлекательных заведениях.
Кстати, о строганине. Местные обещали завтра подогнать самую лучшую строганину в Якутии. Простите, в Сахе. Подозреваю, это из той же серии, как и на Кавказе, где у каждого в доме — самое лучшее вино, а у соседа — просто уксус, стыдно такое предлагать.
Но я вот ни разу строганину не ел, но ото всех слышал, что это — просто чудо. Особенно, под водочку. Водочку, кстати, местные тоже завтра подгонят. Поэтому завтра бар искать не будем, он сам придёт к нам.
В итоге мы нашли-таки место, где можно было комфортно посидеть ввосьмером. Кстати, не могу не отметить, что с дизайном помещений в Якутске всё очень даже неплохо.
В какую едальню не зайди — там могут хоть оленевую мочу подавать, но отделка помещения будет на очень хорошем уровне.
Якутск, вообще, довольно приличный город. Тут вполне себе нормальная цивилизация, это отнюдь не жопа мира. Обычный город, выше среднего. Карты принимают везде, Яндекс-Таски работает, есть терминалы Тинькова.
Кстати, ещё немного о строганине. Местные оказались охотниками и рыболовами. Рыболов рассказывал, как делают строганину. Всё очень просто: в –40° вылавливают рыбу и бросают её на лёд. Через пять минут максимум блюдо готово.
А есть ещё более деликатесное блюдо: за эти пять минут, пока рыба не превратилась в строганину, надо успеть её живую разделать и скушать. Говорят, что очень вкусно, японцы со своими рыбными заскоками — просто дети. Как по качеству рыбных блюд, так и по степени издевательств над рыбой.
Охотник пытался рассказать про строганину из коня, но в дискуссии был безжалостно уничтожен аргументами и эмоциями рыболова.
Мы деликатно поинтересовались по поводу поедания живой рыбы: а как там с гельминтами всякими и прочими паразитами? Живая, всё-таки, без обработки.
Местные посмотрили на нас, как на японцев, и мудро заметили, что в –40° с гельминтами проблем быть не может. И добавили: «Ну и вообще, когда рыбу разделываешь, там же сразу видно, если она больная. Такую выкидываешь медведям.»
«Там ещё и медведи!» — подумал я и проникся уважением к рыболову.
Теперь у меня в todo-листе появился пунктик: как-нибудь пожрать живую рыбу на рыбалке у моря Лаптевых и научиться отличать здоровую рыбу от больной. Мало ли, на каком-нибудь проекте пригодится.
Но вернёмся в Якутск.
Тут дома стоят на сваях — вечная мерзлота, всё-таки.
Но обычно сваи удачно маскируют, и их редко где видно. Зато нельзя замаскировать лестницы, которые вынужденно строят у каждого дома. Всё в Якутске — в лестницах. Лестницу стоило бы поместить на герб Якутска.
Инвалиды, старики, люди с чемоданами и прочие, кого принято называть «маломобильными» в Якутске жить не смогут вообще. Это — город только для здоровых морозоустойчивых пофигистов.
После посиделок с местными прогулялся по окрестностям. Хотел найти продуктовый магазин и купить что-нибудь на завтрак. Авотхрен. После 20:00 не работает ничего, кроме жрален и пивнушек. Ну тогда просто зарулил на очередную площадь посмотреть на очередную ёлку.
На фотографии в тумане видно памятник Ленину. Он показывал рукой на мою гостиницу и говорил мне:
— Капитан Руслан! Вам бы пройти до хаты, нечего по ночам шляться по ёлкам, а то тут –42°, можете яйца себе отморозить.
Владимир Ильич плохого не посоветует, и я его послушался.
P. S. Нет, не отморозил.
День третий
Это — нельма. Сейчас мы будем её строгать…
…вот этим ножом.
Ещё немного о быте Якутска.
Только сегодня обратил внимание на полное отсутствие в Якутске каких бы то ни было животных. Кроме людей, конечно. Бродячие кошки, гуляющие собаки (даже гуляющие с хозяевами) — никого. Неудивительно, что их нет, учитывая не только дикий мороз, но и то, что у домов, банально, нет тёплых подвалов, где бы они могли жить зимами.
Также не видел никаких зассанных столбов и деревьев, что наводит на вопрос: а домашних собак они как тут выгуливают? Или их вообще не держат?
Вопрос подвис в воздухе, потому что уже некого спросить об этом.
Птиц, кстати, тоже не видел. Даже какого-нибудь панкующего голубя. То ли туман, то ли и с ними всё плохо тоже из-за морозов.
С морозами вообще всё непонятно в плане температуры. Один источник на мобилке показывает –48°, другой –45°. Термометр на входе в гостиницу уже который день замёрз на –46°. Табло на высоком здании показывает –41°. Лично наше ощущение температуры сменилось от «ой, бл.., что за п…ц?!!» до «да пох, не буду надевать третьи штаны на уличный перекур».
Пытаюсь ходить без шаррфа на пол-лица. Через 100 метров нос пытается провалиться в черепную коробку. Наматываю шарф. Через ещё 100 метров единственное неприкрытое место тела — переносица — пытается стянуть на себя брови. В общем, не выходит пока прикинуться местным.
Наш обратный рейс перенесли на более позднее время. Всезнающие местные объяснили прикол: садить самолёт в тумане сложно, но вполне реально, если ночь — огни взлётно-посадочной полосы видно издалека. А вот днём уже вообще никак. Поэтому при необходимости рейсы в Якутск специально задерживают так, чтобы они прилетали не днём, а уже когда стемнеет, и огни будут хорошо видны.
Так что, дело не совсем в температуре. Скорее всего, мы улетим в наши –40-с-хреном градусов. Просто уже не днём, как планировали.
Сегодня с утра заглянули в пару сувенирных магазинов. Искали что-то купить с собой.
Если этот музыкальный ассортимент выдать за татарскую народную музыку, никто, кроме татар, не распознает подвоха. Даже если послушает.
Кстати, «Айархаан» пробил в интернете. Думал, якутская готика или какой-нибудь пауэр-металл.
Хер. Поп-этника. Иногда извлекают дикие звуки на ворганах, одновременно на трёх. Прикольно на один раз.
Странно, что матрёшки этнически не местные, а обычные русские.
Я не знаю, что это, но это продаётся в магазине сувениров.
И это тоже из магазина сувениров.
Ну и сувенирный хит сезона: шахматы. Очень дорогой вид спорта, судя по инвентарю.
Кстати, о бивнях мамонта.
Местные рассказывали про бизнес, связанный с костями мамонта. Оказывается, тут их полно, раскиданы по всему Дальнему Востоку, просто их засыпало хорошенько за десять тыщ лет. Иногда на побережьях морей и рек смывает часть берега, и обнажаются залежи мамонтовых костей. В этот момент счастливчик, который объезжает берега в поисках таких мест, срывает джек-пот. Местные утверждают, что хороший улов костей мамонта позволяет чёрному костедобытчику после сбычи найденного жить целый год без проблем.
— А тому, кто их потом перепродаст дальше — аж целых пять! — вздохнув, добавили местные.
Судя по ценам на шахматы — не меньше пяти, да.
Осталось уточнить — в каких местах они будут без проблем жить эти годы.
Закупившись сувенирами (нет, не шахматами), прибыли на последний рабочий день командировки. Сегодня были беседы с сотрудниками — аналитиками, разработчиками, тестировщиками.
Кстати, вот ещё одно наблюдение: ребята в офисе вообще не парятся насчёт пойти куда-то пообедать. Еду заказывают прямо в офис. Так проще, чем шляться в мороз по окрестностям, постоянно переодеваясь в тёплое и разоблачаясь в нормальное. А вот этот процесс переодевания тут просто необходим, ибо на улице дубак, а в помещении парилка — батареи горят, как жопы перед релизом. Процесс переодевания/разоблачения по приходу в офис может занимать минут 10 спокойно.
В общем, после плодотворного общения к местной командой мы перешли к плодотворной вечеринке.
Сахаляр Миша достал из морозилки здоровую рыбину, достал ножик и начал, в буквальном смысле слова, строгать рыбу.
Сначала он аккуратно содрал с рыбы чешую.
Это было немного неудобно делать, потому что рыба скользила по пакету. Обычно используются специальные приспособления для строгания, но их под рукой не было.
Однако, Михаил даже в неудобных условиях показал себя мастером по строганию.
Затем уже при помощи Ефима, который придерживал рыбу сверху, Михаил аккуратными ровными слоями обстрогал с рыбы всё мясо до скелета.
В итоге получился вот такой стол.
В двух тарелках настрогана рыба (третья осталась за кадром), в центральной тарелке — соль и перец, в которых по вкусу следует вывалять кусок строганины перед употреблением.
Поскольку строганина — это немедленно замороженная в естественных условиях выловленная рыба, то она хранится как есть — со всеми потрохами и костями.
Но нам досталась нельма — редкий деликатес, как мне сказали местные. В Якутске стоит 1000 р за килограмм. Наша рыба весила 1,5 килограмма. Нельма — без мелких костей, а Михаил обстрогал аккуратно всё мясо до скелета, оставив потроха внутри скелета. Скелет выкинули, а рыбу моментально сожрали под водочку.
И вот что я вам скажу по этому поводу…
Вы знаете, строганинка (по сути — сырая, но замороженная рыба), обвалянная в соли и перце, положенная на кусочек чёрного хлеба, да под водочку…
… в общем, охотнее записывайтесь в очередь в командировку в Якутск.
Это вкусно. Слов нет. Это просто вкусно.
Необычно, странно, интересно, неожиданно, прикольно, но вкусно.
Вот вам поближе рассмотреть.
Рыба ушла влёт. Местные с удовольствием её потребляли, я тоже не отставал.
Пожелали друг другу удачи, поблагодарили за сотрудничество.
И теперь сидим в отеле, работаем на Ижевск, строим планы на будущее, обмениваемся мнениями.