Это был неравный бой. Распускающиеся одуванчики, ручейки, мяукание мартовских котов, отступающий снег приглашали гулять с утра до ночи. Но мы в офисе открыли рабочий фронт. Запустили групповую стажировку тестировщиков под девизом «Just test it». Это был новый опыт: с нуля разработали план обучения, уже в процессе корректировали программу, выстраивали коммуникации. Через 4 месяца отдел тестировщиков пополнили 5 готовых специалистов, а компания положила в копилку новый опыт.
Передаем микрофон новоиспеченным тестировщикам. Они искренне ответили на наши вопросы. Открыли шкафы, показали скелеты. Поехали!
1.Любимый вид тестирования?
— Функциональное тестирование.
— Мануальное функциональное тестирование, а также автотесты.
— Функциональное тестирование пока самое понятное для меня, поскольку нагрузочное тестирование и автоматизация требуют более глубоких знаний и понимания в программировании, сисадминистрировании.
— Регрессионное тестирование. Приятно видеть, когда на твоих глазах повышается качество тестируемого тобой продукта.
— В процентном соотношении. Автоматизированное тестирование — 60%, тестирование безопасности — 30% , нагрузочное тестирование — 20 %.
2.Что показалось самым сложным при обучении?
— Усвоение большого объема информации в короткие сроки, также возникло много вопросов при изучении тестирования безопасности.
— Все темы по большей части были в новинку и потому очень интересно и сложно по-своему. Но особенно нагрузка и автоматизация, где требуются дополнительные знания.
— Переключаться между несколькими задачами (стажировка — проекты).
— Пережить последние месяцы, когда нас стали задействовать на действующих проектах. Было тяжело переключаться между задачами по стажировке и задачами на реальных проектах, не хватало времени на качественное изучение теоретического материала и выполнение практических заданий, приходилось изучать их поверхностно и второпях делать задания, чтобы уложиться в срок.
— Не закапываться в теорию. То есть найти баланс между где копать, а где нет.
Данная проблема частично решилась, когда стали подключать к проектам. В боевых условиях, при нехватке времени так или иначе учишься расставлять приоритеты.
3.Что далось легче всего?
— задания первого и второго месяцев (теория тестирования, техники тест-дизайна, тестовые артефакты)
— темы, связанные с написанием скриптов, так как у меня есть небольшой опыт в этой сфере. Это способствовало быстрому пониманию темы и выполнению практического задания.
— Коммуникации с командой и сотрудниками. Составление чек-листов, воспроизведение багов, составление баг-репортов и рекомендаций.
— Функциональное тестирование в плане понимания.
— Работа с операционной системой Linux, настройка тестового окружения. Работа с программами для выявления узких мест в контексте безопасности. Программирование на Python. С большим удовольствием прошёл курс по клиент-серверной архитектуре, но не скажу, что это далось легче всего, но было интересно. Не испытал сложности при построении профиля нагрузки и написания сценариев в контексте нагрузочного тестирования. Также легко далось общение с коллегами. Я не все понимал, учитывая, что пришел в IT с минимальными знаниями, но приходилось поднимать теорию походу пьесы.
4.С чем был связан самый большой косяк?
— C составлением отчета по тестированию производительности.
— Один раз совсем неправильно понял задание и сделал совсем не то, что нужно. Потом пришлось переделывать.
— Пока что серьезных косяков не припомню. Были ошибки, связанные с распределением времени (не трекала время).
— Неумение оценивать необходимое время для выполнения работы.
— Пропущенный баг на одном из проектов.
5. За что тебя хвалили?
— За правильно выполненные (переделанные 10-ый раз) задания.
— За своевременное выполнение заданий.
— За выполненную работу.
— За проделанную работу на одном из проектов.
— ПМ был благодарен за добросовестность при проведении релиза (пришлось задержаться). Были слова поддержки от коллег, с которыми консультировалась по учебным/проектным задачам. А также за участие и инициативу во вне проектных активностях.
6.Когда почувствовал себя настоящим тестировщиком?
— Розовые очки спали во время ретеста верстки на одном из проектов.
— Настоящим тестировщиком ещё себя не чувствую. Чувствую начинающим, которому предстоит ещё многому научиться, наработать опыт на реальных проектах. Начинающим специалистом почувствовал себя после начала стажировки в офисе, 19 марта, когда смог понаблюдать и поучаствовать в рабочих процессах, протекающих в компании.
— Когда пережила первый релиз.
— При тестировании первого боевого проекта «Videomore», когда понимаешь, что тестирование должно иметь план (а не просто нажимать везде) и ты уже отвечаешь за качество продукта.
— Когда тестировал интернет-магазин «РосТехГрупп»
7.Чувствуешь ли профессиональную деформацию в жизни? Может стал более требователен к качеству в каких-то делах, вещах?
— Никаких изменений в жизни не заметил, возможно прошло мало времени.
— Стараюсь максимально разграничить работу и личную жизнь, чтобы избежать профессиональной деформации.
— Деформации не чувствую. Стала без специального умысла присматриваться к деталям и фиксировать в голове недостатки. Появляются идеи, как сделать что-либо удобнее или проще. Видя какие-то дефекты в ПО или других продуктах, теперь отношусь к этому спокойно и с пониманием, а раньше могла не годовать на разработчиков.
— Самым первым изменением было применение в речи профессиональных слов и объяснение поведения окружающих (например, дочь иногда устраивает мне стресс-тестирование, особенно по утрам). При покупке вещей стала задумываться, какие функции они должны выполнять и стараюсь их проверить.
— Стал более требовательный к себе: расстановка приоритетов, тайм-менеджмент. В компании друзей, если они начинают говорить о чем-то основываясь на своих домыслах, постоянно уточняю, а где ты это вычитал, собрал ли ты информацию или берешь ее с потолка. К себе точно так же: если появились какие-то мысли о том, как работает ПО или какая логика у этого приложения, сразу останавливаю свой поток мыслей, залезаю в интернет и начинаю знакомиться с документацией. Начал замечать в литературе противоречия и двусмысленность. Появилось постоянное желание перепроверить то, о чем говорят мои друзья. Становишься постепенно этаким «Доктор Хаусом» с его излюбленной фразой: «Все врут!». К вещам начал относиться иначе: соотношу показатели цена-качество, оцениваю ее необходимость. Навязчивое желание протестировать, все, что попадает на глаза: банкомат, пылеcос. А еще разобрать и посмотреть, как оно работает.
8.Оказавшись перед О.В. Вылегжаниным, что ты ему скажешь?
— Здравствуйте
— Здравствуйте.
— Добрый день!
— Поприветствую, а дальше по ситуации
— Здравствуйте). А дальше по ситуации. На самом деле, не доводилось с ним общаться. Знаю, что к нему можно подойти с бизнес-идеями.