Когда все маркетинговые инструменты уже кажутся избитыми и недейственными в борьбу вступают социальные проекты.
Пожалуй, стоит начать с определения, что такое социальный проект.
Социальный проект — сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание ценности … воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению[1].
В чем особенность социального проекта:
- отсутствие прямой рекламы;
- отсутствие прямой маркетинговой выгоды.
В чем выгода социальных проектов, и как считать их эффективность правильно, если затраты на организацию могут быть огромные, а лиды посчитать не удастся.
Полезные знакомства. Как правило, любой крупный социальный проект находит отзывы и поддержку у людей, обеспечивших себе достойное материальное положение и ищущих выход своих благих намерений.
- Демонстрация широкой публике компетенций своей компании. И здесь речь не только о технологиях, но и о ресурсах, в том числе людских. Сказать о том, что компания крупная, продемонстрировав число волонтеров — тоже хорошо.
- Скрытые упоминания в СМИ. Конечно, проект социальный и рекламу с лого компании никто не пропустит, но заинтересовав людей проектом, обязательно удастся донести немного о его создателях за счет переходов на сайт проекта (где логотипа тоже, конечно в открытую быть не должно).
А где же про Почту России?
Еще в 2015 году, когда в компании Центр Высоких Технологий зарождалось новое, а на тот период совершенно инновационное направление — дополненная и виртуальная реальность, мы стартовали проект «Открытка из Ижевска».
Механика проекта.
- Любой горожанин Ижевска может принять участие в подготовительном этапе акции. Для этого нужно нарисовать визуал открытки на заданную тему, связанную с событиями или историей нашего города. По результатам конкурса выбирается открытка, которую мы отправляем в печать.
- На любом городском мероприятии посетитель совершенно бесплатно может получить «Открытку из Ижевска» и отправить ее в любую точку мира почтой.
- Помимо открытки, сделанной одним из Ижевских художников вручную в рамках конкурса, получатель имеет возможность запустить приложение и увидеть как оживает открытка в дополненной реальности.
Мы дали людям возможность:
- рассказать об Ижевске, тем, кто не знал о его существовании;
- напомнить о городе тем, кто уехал;
- показать Ижевск таким, каким его видят жители города;
- доказать всем, что нам есть, чем гордиться;
- возродили традицию отправки уникальных бумажных открыток и наполнили ее смыслом за счет дополненной реальности.
За четыре года существование проекта было отправлено более 29 000 бесплатных открыток.
К сожалению, только 10% пользователей воспользовалось просмотром контента с дополненной реальностью на открытках в первый год отправки (А кто слышал о дополненной реальности в 2015?).
Тем не менее, именно это повлияло на получение того самого заветного звонка от Почты России. А через несколько месяцев представитель Почты России уже давал интервью о новом проекте во всех крупных СМИ:
«Еще в июле 2016 года мы узнали о том, что в Республике Удмуртия команда энтузиастов подготовила коллекцию „оживающих“ открыток к празднику Гербер. На открытках были изображены персонажи в национальных костюмах, а в приложении дополненной реальности эти же герои открыток пели песни, частушки, танцевали национальные танцы. И хотя сама идея использовать дополненную реальность в поздравительных открытках Почты и не была для нас новой, проект из Ижевска показался нам очень ярким, колоритным и профессиональным, а главное, сделанным искренне и с душой.
Мы познакомились с командой-разработчиком Центра Высоких Технологий и Latum, обсудили возможности применения технологий дополненной реальности в рамках нашего проекта и запустили пилотную версию. Каждый покупатель „письма Деда Мороза“ сегодня получает возможность оживить поздравительную открытку в своем смартфоне совершенно бесплатно!»
Итак, маркетинговые результаты не маркетингового проекта за 4 года:
- Один крупный прямой клиент для нового направления — Почта России.
- Один опосредованный крупный клиент — по рекомендации Почты России.
- 90% узнаваемость компании на крупных мероприятиях региона.
- Несколько клиентов средней величины.
- 2 новых знакомства с представителями федеральных гос. структур, оказавших не материальную поддержку проекта.
- Две открытки, отправленные президентам России и США (бессмысленное занятие:)
- Оттачивание компетенций команды разработки в 3D дизайне и разработке дополненной реальности.
Стоит ли ввязываться в соц. проекты и окупили ли они свои затраты?
Да, особенно если вы верите, что любое доброе дело обязательно к Вам вернется. Но при этом, крайне рекомендую заранее составить список контактов, интересующих ваш бизнес, и целиться прямо в них.