Материал подготовлен PR-менеджером ЦВТ Марией Ильиной.
В прошлые выходные в Москве на территории Яндекса прошел полуфинал конкурса стартапов Gotech. Здесь в рамках номинации «Новый ритейл» поисковик № 1 в России искал лучшие технологичные бизнес-идеи. Имея в своем арсенале несколько свеженьких стартапов, наша компания, Центр Высоких Технологий, заявилась на этот конкурс.
Из 144 заявок, отправленных на конкурс, мы прошли в счастливую 30-ку. Представили компанию Latum и ее AR-cube — решение для придания дополнительной ценности упаковке за счет AR-технологий и геймификации.
Далее хочу поделиться выводами и советами по участию в подобных мероприятиях.
1.Правильно определите цель участия.
Целью нашей поездки был PR и призрачный шанс продажи решения. Призрачный, потому что понимали: Яндекс — не целевая аудитория нашего проекта. Он в большей степени рассчитан на продуктовые бренды и детские товары. Но, к сожалению, Nestle и Mars пока подобного не проводили.
Мы не хотели побеждать, не хотели привлекать инвестиции, за которые нужно будет отчитываться. Важно было рассказать о возможности кастомной разработки в данном направлении и нашей экспертизе. Яндекс проводил мероприятие, конечно, с другой целью. Их интересовали реальные бизнес-идеи, которые можно поглотить и сделать их частью корпорации.
Вывод. Важно определить свои цели и бить только в них. Хотите PR — увеличивайте количество упоминаний в речи нужного вам бренда. Хотите продажи — оставьте тему для разговора с жюри и продавайте во время кофе-брейков. Хотите продать свой бизнес — играйте по правилам конкурса и жюри.
2. Заранее проверьте кому нужен ваш продукт.
Об этом вас обязательно спросят. Идеально, если стартап основан на потребности рынка, и клиенты у него появились еще до создания продукта. Важно, чтобы у целевой аудитории был не только интерес, но и деньги на покупку вашего решения.
3. Не играйте с чужими логотипами.
Если у вас еще нет реальных кейсов внедрения и вышеупомянутый пункт 2 вами не выполнен, не стоит собирать слайд из потенциальных покупателей. Более того, точно не нужно вставлять туда логотип Яндекс. Как минимум этим вы вызовите внутреннее негодование со стороны жюри. Как максимум — получите резкий ответ, что Яндекса среди ваших клиентов никогда не будет.
4. Команда проекта.
До поездки на GoTech слайд c командой проекта в презентации был для меня не более чем формальностью. Но на самом деле от количества экспертов на нем зависит успех презентации. Причем ценностью обладают не формально указанные CEO и CTO, а те люди, которые гарантируют качественное понимание потребности конечного пользователя.
Например, вы занимаетесь нейросетью для поиска одежды для мусульманок. Привлеките в команду хотя бы одну из них. Даже просто наличие женщины уже будет намеком на экспертность.
5. Не пытайтесь угадать зачем Яндексу ваш проект.
Не угадаете. В худшем случае вы можете быть осмеянным командой экспертного жюри точно обладающими превосходными знаниями в своей предметной области.
6. Выучите ответы на следующие вопросы:
— Как это работает;
— Чем вы лучше amazon go и почему не повторите их факапы;
— Кто ваши конкуренты;
— Кто в вашей команде эксперты данного рынка и отрасли;
7. Если с первого раза не вышло, не сдавайтесь.
Немалое удивление у нашей команды вызвало знакомство с организаторами. Войдя в аудиторию, первое, что мы услышали: «Вы у нас первый раз? Давайте знакомиться.» Как оказалось, большинство стартапов уже не первый год обивают пороги данного мероприятия. Некоторые даже достаточно успешно. Так из двух спикеров, выходивших ровно с тем же продуктом год назад, один все-таки прошел в финал. Вывод. Упорство вознаграждается, главное не сдаваться.
Ключевой вопрос, который напрашивается из всего вышеописанного — стоит ли участвовать в данном мероприятии. Ответ — 100%. Потому что это потрясающая встряска, заставляющая думать по-другому, выйти за рамки своего стартапа и не допустить ошибок и лишних вложений.
Спасибо Gotech, мы приедем еще.