Недавно наш директор побывал в гостях у журналиста газеты «Известия УР». В рамках проекта «Гостиная» Олег Вылегжанин и Сергей Кравченко говорили о становлении IT в регионе, программировании и… настоящем волшебстве. Прочитать статью можно на сайте Известий или здесь:
«Кто-то остроумно подметил, что технология на определённом уровне воспринимается дилетантами как волшебство: аборигены тихоокеанских островов поклонялись белым пришельцам, которые по радио вызывали корабли и самолёты. Мы, обычные граждане, склонны подобным образом относиться к программистам. Сегодня гость редакции газеты «Известия Удмуртской Республики» — основатель и руководитель ООО «Центр Высоких Технологий», глава Ижевского филиала ООО «ЭПАМ Системз» Олег Вылегжанин. Маг, волшебник и программист.
Программисты и гаджетмейстеры
— Олег Витальевич, когда-то, на заре компьютеризации нашей страны, считалось, что задача программистов — обсчитывать на громоздких ЭВМ важнейшие народнохозяйственные задачи. А сегодня в глазах обычного пользователя программер — это человек, призванный обеспечить населению быстрый и удобный доступ в Интернет. Где же истина?
— Сегодня произошла своеобразная подмена понятий. Программист и системный администратор — всё-таки разные профессии. Программирование как процесс создания программного обеспечения не претерпело принципиальных изменений за последние годы. Ещё в 60 — 70-е годы прошлого века были разработаны языки программирования. Но с тех пор произошли серьёзные изменения в развитии аппаратной части, в наш обиход вошли многочисленные гаджеты (мобильные телефоны, ноутбуки, планшеты). Сформировалась культура освоения этого технологического комплекса, которую обслуживают специалисты, ничего общего с программированием не имеющие.
Горе от ума — или печаль от мудрости?
— В советские времена была очень популярна повесть «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Один из героев книги — программист Саша Привалов — работал в НИИ чародейства и волшебства. Можно ли говорить, что программист — немножко волшебник и чародей?
— Для меня профессия программиста с детства остаётся сакральной. Знаете, что-то из такого ряда: физик-ядерщик, космонавт, программист… В нашем деле чем больше узнаёшь — тем меньше понимаешь в устройстве мира, всё больше убеждаешься в том, насколько слаб человек в постижении основ мироздания. Поэтому для меня программирование на высоком уровне действительно сродни магии.
— Олег Витальевич, можно прокомментировать ещё один миф о программистах? Правда ли, что специалисты высокого класса из ваших компаний — поголовно «крутые» хакеры?
— Профессиональное программирование и хакерство — вещи взаимоисключающие. Первое — это созидание в чистом виде: мысль организует информацию таким образом, что она позволяет управлять сервисами, которые обеспечивают работу компаний, банков, операторов мобильной связи. А хакеры (компьютерные взломщики) занимаются деструктивной деятельностью. Это предполагает совсем другой склад ума. В наших компаниях такие люди не работают.
IT-имидж столицы Удмуртии
— Вы создали «Центр Высоких Технологий» более десяти лет назад. Что изменилось с тех пор? Как себя чувствует одна из ведущих IT-компаний нашего региона сегодня?
— За это время многое изменилось. Тогда я ставил перед собой простую задачу: доказать (в первую очередь себе), что в Ижевске можно всерьёз заниматься IT-бизнесом. И цель эта была с успехом достигнута. Но вскоре, в середине «нулевых», перед нами возникли другие проблемы на новом, более высоком уровне. Специалисты «ЦВТ» превратились в серьёзных профессионалов, что обозначило новые требования перед бизнесом. Я понял, что если мы не выйдем на следующий цикл, то после апогея начнётся неизбежный спад. Таким образом, была поставлена цель: привести в Удмуртию компанию мирового уровня. К тому времени я приобрёл репутацию крепкого менеджера, и мне поступило предложение от «ЭПАМ-Системз». Компания как раз искала место для создания нового центра разработки программного обеспечения. Принимая столь лестное предложение от фирмы, которая уже тогда входила в мировой топ-3 по разработке заказного программного продукта, чья капитализация сегодня (после IPO, прошедшего в прошлом году) составляет 1,5 млрд долларов, на которую работает по всему миру свыше 12 тысяч человек, я шёл на определённый риск. Если бы оценка положения Ижевска с точки зрения создания здесь филиала глобальной компании оказалась негативной, мой отъезд обезглавил бы «ЦВТ».
— Но всё в результате обошлось…
— Да, анализ позволил оценить перспективы Удмуртии. В октябре 2007 года я был назначен директором филиала «ЭПАМ Системз», и за шесть лет штат сотрудников здесь был доведён до 120 человек. Оставаясь собственником «ЦВТ», я, таким образом, создал профессиональный пул и из двух структур, где работает около 250 человек.
— То есть работа с «ЭПАМ Системз» в ещё большей мере раскрыла ваши организаторские способности?
— Речь идёт не только об этом. Для меня работа в «ЭПАМ Системз» — предмет профессиональной гордости. Как можно обозначить масштаб? Представьте себе, что автогонщика приглашают выступать в соревнованиях Формулы-1 за конюшню «Феррари» или хоккеиста — в команду НХЛ, выигравшую в прошлом сезоне Кубок Стэнли. И до сих пор гонщик тестировал машины на «ИжАвто», а хоккеист играл за «Ижсталь». Цели, которые ставит перед собой «ЭПАМ Систэмз», настолько сложны и амбициозны, что попасть в эту команду — редчайший шанс для уроженца Ижевска. Тем более что и образование я получал у нас, а не в Гарварде или в Калтехе. И для поддержания такого профессионального уровня нам всем приходится постоянно учиться. Это само по себе — лучше любого университета. Здесь приобретается поистине уникальный профессиональный опыт, ведь тут решаются задачи, которые больше не по плечу никому в мире. И ещё один важный момент: любые профессиональные достижения в компании, акции которой свободно торгуются на рынке, тут же конвертируются в биржевые индексы. Мы можем практически мгновенно оценить собственные достижения. Поверьте, это мощнейший стимул.
Условия для роста
— То есть вы даёте возможность для самореализации и профессионального роста людей (в основном молодых), которые хотят, оставаясь в Ижевске, заниматься IT-технологиями мирового уровня?
— Да, это для меня — социальный проект, который, конечно, имеет и серьёзную коммерческую составляющую. «ЦВТ» создаёт на заказ программные продукты для мобильных и WEB-платформ, для телевидения, работает на других направлениях. «ЭПАМ Системз» освоил ряд сегментов на рынке корпоративных решений. Это работа практически со всеми крупными российскими банками, нефтяными компаниями, финансовыми структурами, то есть с элитными игроками рынка, которые предъявляют самые серьёзные требования к программным продуктам.
— Это, с одной стороны, создаёт трамплин для карьерного роста сотрудников, а с другой — поднимает на запредельную высоту планку профессиональной подготовки. Можно ли выйти на этот уровень, получая образование в вузах Ижевска?
— В этом нет ничего невозможного. Мы стараемся «подтянуть» профессиональный уровень студентов и выпускников. Для этого мы создали лабораторию в УдГУ и свою внутреннюю лабораторию. Подчеркну: занятия здесь проводятся на бесплатной основе. Но и такое обучение не даёт гарантий трудоустройства в компаниях нашего пула: мы берём только самых лучших. Уровень сервиса наших клиентов таков, что мы просто не можем проводить кадровую политику по-другому.
АРГО — вне политики
— Это здорово — иметь возможность диктовать условия на рынке труда. Но ведь выращенные вами специалисты в один прекрасный момент захотят покинуть Ижевск и уехать куда-нибудь в Швецию или Австралию.
— В Ижевске сегодня создано профессиональное IT-сообщество. И задача удержать людей в республике, действительно, весьма актуальна. Для решения подобных задач три года назад мы с коллегами создали Альянс региональных компаний информационных технологий Удмуртской Республики (АРКИТ), председателем правления которого я являюсь. Сюда входят порядка десяти самых серьёзных IT-компаний Удмуртии. Задача АРКИТ — ведение диалога с властью, лоббирование интересов IT-сектора. Нам, кстати, удалось выстроить неплохие отношения с Министерством информатизации Удмуртии. А год назад меня пригласили в ассоциацию развития Ижевска АРГО.
— Это оппозиционная организация?
— Нет, политикой мы не занимаемся, ни к белым ленточкам, ни к зелёным утюгам, ни к чему такому разноцветно-скандальному мы отношения не имеем. Задача людей, входящих в АРГО, — сделать наш город лучше. А если жизнь в Ижевске станет комфортнее, интереснее, то молодые люди перестанут рваться в чужие края. Так что интересы «ЦВТ», «ЭПАМ Системз», АРКИТ и АРГО находятся в органическом единстве. Именно этим четырём проектам я отдаю большую часть своего времени.
Не только металл
— Четыре проекта, наверное, отнимают много времени. Какие увлечения может позволить себе такой занятой человек, как вы? О тривиальных охоте и рыбалке как-то даже боязно спрашивать… Автомобили?
— Я к ним дышу весьма ровно. У меня даже прав нет.
— Вы обходитесь без такого яркого аксессуара, который помогает отличать успешного топ-менеджера от простых смертных?
— Чем старше я становлюсь, тем больше ценю удобство и всё меньше — оценки общественного мнения. Главное для меня — ощущение внутреннего комфорта, а не престиж. Это касается и еды, и одежды. Когда я был помоложе, то больше обращал внимание на то, что обо мне думают и говорят окружающие. Сегодня я стараюсь прислушиваться к своим внутренним ощущениям. Если я не люблю галстук — вы меня ни при каких обстоятельствах в нём не увидите. Если мощь и простота Chevrolet Tahoe соответствуют моему представлению об идеальном автомобиле — мне и даром не нужен Lexus. Конечно, если это станет необходимо — я пройду обучение, сдам экзамен и получу права на вождение автомобиля. Но пока мне это не нужно. Просто жаль времени, которое придётся потратить на курсы и экзамены. Часы и минуты — ценная валюта. Когда я возвращаюсь с работы, мне нужно время для того, чтобы перестроиться, превратиться из требовательного руководителя во внимательного мужа и терпеливого отца. Зачем я буду отвлекаться на вождение?
— Какую музыку слушаете?
— Тяжёлый металл.
— А как жена и дети относятся к этому вашему увлечению?
— Металл мне органически близок, эта музыка полностью соответствует моей энергетике. Я поклонник металла с 12 лет и до сих пор. Семья, наверное, была бы поражена, если бы я изменил себе и отказался от тяжёлого металла.
— Вашим дочерям нравится металлическая музыка?
— Не только металл и не только музыка. Это ещё и семейные путешествия. Мы стараемся побывать не только там, где сконцентрированы туристические достопримечательности, а посетить места, связанные с интересными и важными историческими событиями. Исторический контекст очень интересен: представляете, вы стоите на холме, с которого когда-то Александр Македонский отдавал распоряжение своим войскам! Дочери разделяют мои увлечения, младшая частенько дополняет (к нашему удовольствию) рассказы гидов. При этом я стараюсь не давить на детей. Пусть они сами оценят то, что нравится их родителям, а затем самостоятельно определятся с выбором. И я очень рад, что девочки мои вкусы разделяют. По крайней мере, пока.
Через Ижевск из варяг в греки
— То есть ваше семейное хобби — история. Какой период вас интересует? Какие места на нашей планете вам понравились больше всего?
— Мне очень интересно средневековье, культура северной Европы, близка готика. Нам очень нравится слушать органную музыку в местах, которые для этого специально предназначены, — в готических соборах.
— Почему именно средневековье, готика?
— Вероятно, свою роль в этом играет моё происхождение. По некоторым сведениям, мы родом из Архангельска, с побережья Белого моря. Семейные предания Вылегжаниных гласят, что наши предки, возможно, варяги, которые пришли на Русь вместе с дружиной легендарного Рюрика.
— Вы считаете, что голос крови можно услышать даже через тысячу лет?
— Может быть. Я как-то был на севере Шотландии, в местах, которые когда-то регулярно посещали викинги, выходцы из Скандинавии. И знаете, я себя почувствовал как дома, как будто оказался в родных местах. Может быть, поэтому я остерегаюсь ехать в Норвегию. Мне кажется, что, оказавшись на берегу фиорда, я просто не смогу оттуда уехать.
— Да, наверное, не стоит пускаться в столь рискованные эксперименты. В Удмуртии без вас станет немного скучно.
Google в помощь
— Олег Витальевич, 30 сентября в России отмечают День Интернета. Нынче праздник этот проходит в несколько нервозной обстановке: многие говорят о наступлении государства на мировую сеть, на ограничения свободы слова, права на получение информации. Насколько эти опасения обоснованны?
— Сегодня действительно идёт настоящая война за Интернет между государством и обществом. Это и принятие антипиратских законов, и составление чёрных списков неблагонадёжных сайтов. Возможен ли у нас тотальный государственный контроль над Интернетом? В принципе, в этом нет ничего невозможного… Но лазейки всё равно останутся. И тогда — Google вам в помощь!
Вылегжанин Олег Витальевич
Родился 2 июля 1973 г. в Ижевске.
1991-1995 гг. — учеба на математическом факультете УдГУ по специальности «Прикладная математика».
1995-1998 гг. — аспирантура по специальности «Математическая логика».
1995-2001 гг. — старший преподаватель кафедры вычислительной математики математического факультета УдГУ.
С 2000 г. — директор и владелец ООО «Центр Высоких Технологий».
С 2007 г. — директор филиала ООО «ЭПАМ Системз» в г. Ижевске.
С 2005 года — член Межведомственного координационного совета по информатизации при Правительстве Удмуртской Республики.
Лучший предприниматель Удмуртии 2004, 2011 гг.»