— Скажите, у вас есть автомобиль?
— Да, есть.
— Замечательно, а ночью вы фары включаете?
— Конечно.
— А зачем вы это делаете?
— Что за глупые вопросы? Чтобы видеть ситуацию на дороге, чтобы не разбиться самому и не покалечить других.
Какой-то странный диалог, не так ли? А теперь давайте ненадолго перенесемся в голову веб-аналитика:
— Скажите, у вас есть сайт?
— Да, есть.
— Замечательно, а системы аналитики стоят?
— Нет, зачем? Мы и без того знаем, сколько заказов приносит сайт.
— А сколько посетителей всего? А откуда больше заказов: с контекстной рекламы или поискового трафика? А сколько процентов ваших пользователей заходит с мобильных устройств и как часто они делают заказ?
— Ээм…
Одним словом, веб-аналитика — такая штука, которая не только показывает текущую эффективность сайта, но и дает гипотезы для тестирования элементов сайта, показывает сравнительную эффективность источников трафика вплоть до возможности импортировать данные из CRM и отсылать данные с офлайн-точек продаж.
Но мы начнем с самых простых рецептов: установки кодов, целей и фильтров. Только это уже позволит нам сравнивать эффективность различных видов рекламы.
Итак, нам понадобится:
— Функционирующий сайт (1 шт.)
— Технический специалист, хотя бы немного понимающий в JavaScript (1 шт.)
— Аккаунт в Google (1 шт.)
— Аккаунт в Яндекс (1 шт.)
Поехали.
Установка счетчиков
Яндекс метрика
- Логинимся в Яндексе, переходим на http://metrika.yandex.ru/.
- Находим кнопку «Добавить счетчик».
- Заполняем форму — ничего сложного в этом нет. В поле «Тайм-аут визита» оставьте стандартное значение — 30 минут.
- В настройках кода выставляем следующие настройки.
- Копируем приведенный ниже код и вставляем на все страницы сайта. Рекомендую его вставлять перед закрывающим тегом </head>. Это позволит фиксировать пользователей до момента полной загрузки страницы. Еще ни разу не замечал, чтобы коды аналитики тормозили загрузку сайта. Если все-таки ваша страница загружается долго, то проблема в другом.
Готово! Через несколько минут Яндекс Метрика будет фиксировать пользователей на вашем сайте.
Google Analytics
- Логинимся в Google и переходим на страницу https://www.google.com/analytics/.
- Google Analytics предложит вам создать Аккаунт и Ресурс (Аккаунт в Google и Аккаунт в Google Analytics вещи разные, так Аккаунт в Google Analytics нужен для группировки счетчиков по разным сайтам. Можете его назвать как угодно. Например, “Мои сайты” или “Сайты компании N”).
- Далее вводим название сайта, которое будет отражено в интерфейсе GA и его URL. Выбираем часовой пояс и принимаем пользовательское соглашение.
- На следующем экране вам предоставят код отслеживания.
- Копируем код и, аналогично коду ЯМ, устанавливаем на всех страницах сайта перед закрывающим тегом </head>.
Итак, мы установили коды и теперь системы аналитики фиксируют посещения пользователей и передают различные значения (время просмотра страницы, устройство пользователя, географическое положение и десятки других различных показателей) на сервера GA и ЯМ.
Переходим к следующему шагу.
Установка фильтров
На данном этапе мы будем использовать только один фильтр для отсечения собственных посещений и посещений, обслуживающих сайт пользователей. Это необходимо сделать потому, что эти посещения будут искажать реальную статистику использования сайта. И надо «научить» системы аналитики определять целевые посещения от нецелевых.
Яндекс Метрика
- На главной странице в списке счетчиков находим нужный и нажимаем иконку настроек счетчика.
- В появившемся окне выбираем вкладку «Фильтры» и нажимаем кнопку «Добавить фильтр».
- Выставляем следующие настройки. Наиболее эффективно собственные посещения отфильтровать через IP:
- Сохраняем фильтр.
Настройка целей в системах аналитики
- Переходим во вкладку «Администратор» и в разделе «Представления» выбираем пункт «Фильтры». В интерфейсе фильтров жмем кнопку «Добавить фильтр».
- Выставляем следующие настройки для статичного IP:
- Сохраняем фильтр. С этого момента фильтр будет отсекать все посещения с заданного IP.
- Настройка целей в системах аналитики
В обеих системах есть несколько типов целей: просмотр N страниц за посещение, просмотр конкретной страницы или срабатывание JavaScript-функции. Дополнительно, в GA можно установить цель на продолжительность посещения. Я рекомендую использовать вариант с JavaScript, который будет срабатывать при достижении нужной вам цели. Важно понимать, что, например, страница Контакты не является целью, так как не гарантирует получение вами заявки от посетителя. Пример корректной цели — Отправка формы.
Яндекс Метрика
- Переходим в настройки счетчика по аналогии с настройкой фильтров и выбираем вкладку «Цели» и жмем кнопку «Добавить цель».
- В появившемся окне выставляем следующие настройки: называем цель понятным именем, выбираем вкладку JavaScript-событие, и вводим идентификатор цели на латинице.
- Идентификатор цели должен быть уникальным и не пересекаться с идентификаторами других целей.
- Попросите технического специалиста разместить код таким образом, чтобы он выполнялся только по отправке формы.
Пример кода для указанной выше картинки:
yaCounterXXXXXXXX.reachGoal(send_form);, где XXXXXXXX — номер вашего счетчика Метрики. Номер счетчика можно найти на главной странице ЯМ в списке счетчиков, а также в коде отслеживания
- При корректной настройке данные о достижении целей начнут передаваться в Метрику. Теперь вы можете видеть, с какого источника трафика (а также с какого города, с какого устройства и т.д.) больше целевых действий. Например, такая картина явно указывает на то, что надо увеличивать трафик с социальных сетей, так как с них конверсия пользователей в отправку заявки 7,14%, в то время как среднее по всем источникам — 0,81%.
Google Analytics
- Переходим на вкладку Администратор в шапке сайта и в нужном Представлении выбираем Цели. Появится окно со списком настроенных целей, если они есть, и кнопка «Добавить цель». Переходим по ней.
- Далее необходимо пройти 3 этапа составления цели: Установка цели, Описание цели, Подробные сведения о цели. На этапе установки цели надо выбрать между Шаблонной целью и Собственной. Выбираем Собственную, жмем Продолжить.
- На втором этапе надо назвать цель, например, «Отправка заявки» и отметить пункт Событие.
- На последнем этапе необходимо ввести подробные сведения о цели. Введем следующие данные:
- Теперь все события Google Analytics на сайте с категорией form и действием send будут считаться достижением цели. Осталось только разместить код на сайте. Для этого необходимо добавить JavaScript-код на сайт таким образом, чтобы код срабатывал лишь при отправке формы. Код следующий: ga(’send’, ’event’, Form, Send);
- Все готово. Данные начнут собираться и через некоторое время вы сможете увидеть конверсию сайта в срезе нужных параметров. Например, в срезе источника трафика.
Теперь на вашем сайте есть базовая настройка систем аналитики, а вы можете оценивать эффективность вашего сайта и рекламных кампаний.
Высоких вам конверсий!