Агентство ZenithOptimedia с пессимизмом смотрит на развитие рекламного рынка в 2009 году: актуальный прогноз понижен еще больше, с -6,9% до -8,5%.
Причиной пересмотра предыдущего прогноза
стали итоги провального первого квартала 2009 года, в котором расходы
на рекламу по всему миру опустились ниже ожидаемых. По словам авторов
доклада, «в силу глубокой неуверенности в развитии экономической
ситуации, рекламодатели большинства секторов решили рассчитывать на
худшее и резко сократили маркетинговые расходы».
Правда не все мировые рынки в 2009 году ждет спад. Рост ожидается на
25 из 79 исследуемых рынков, в том числе в Китае и Индии. Китай
продемонстрирует рост на 5,4% в 2009 году и станет 4-ой державой в мире
по уровню рекламных расходов, обогнав Великобританию. Индия встанет на
14-е место (рост на 7,7%), превзойдя Норвегию, Мексику и Нидерланды.
Регион |
2007 vs 2006 |
2008 vs 2007 |
2009 vs 2008 |
2010 vs 2009 |
2011 vs 2010
|
||||
Северная Америка |
2,7% |
-3,7% |
-10,3% |
-2,4% |
1,5% |
||||
— США |
2,5% |
-4,1% |
-10,6% |
-2,7% |
1,4% |
||||
Западная Европа |
6,0% |
-1,1% |
-9,2% |
0,2% |
2,6% |
||||
Азиатско-Тихоокеанский регион |
6,5% |
3,2% |
-5,0% |
4,7% |
6,3% |
||||
Центральная и Восточная Европа |
23,9% |
12,5% |
-15,3% |
3,4% |
9,8% |
||||
Латинская Америка |
16,3% |
14,5% |
0,2% |
7,5% |
7,9% |
||||
Ближний Восток и страны Африки |
24,8% |
22,4% |
-9,3% |
16,0% |
10,6% |
||||
ВСЕГО (МИР): |
6,8% |
1,3% |
-8,5% |
1,6% |
4,3% |
||||
ZenithOptimedia |
По прогнозу агентства, оздоровление сектора начнется лишь в 2010
году, когда глобальный рост составит +1,6%. Однако роста по всем
регионам и вовсе не стоит ждать раньше 2011 года. В 2011 году вырастут
все рынки, кроме наиболее проблемных — финского, греческого,
голландского, норвежского и таиландского. Общемировой рост в 2011 году
составит +4,3%.
По России прогноз на 2009 год пока остается без изменений относительно цифр, озвученных в прошлом квартале (от -15% до -24%).
В отличие от всего рекламного рынка, онлайновая реклама чувствует
себя достаточно уверенно. В 2009 году ZenithOptimedia ожидает роста
глобального рынка интернет-рекламы на 10% в (ранее говорилось о росте в
8,8%). К 2011 году на этот вид медиа придется уже 15,1% в расходах
компаний на все виды рекламы, про том, что в 2008 году эта доля
составляла 10,5% (или почти $57 млрд). Рост обеспечит, в основном,
реклама в поисковых системах.
Вид медиа |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Газеты |
26,9% |
25,1% |
23,4% |
22,2% |
21,2% | |
Журналы |
12,2% |
11,6% |
10,5% |
9,9% |
9,7% |
|
ТВ |
37,3% |
38,0% |
38,6% |
39,3% |
39,2% | |
Радио |
8,0% |
7,7% |
7,6% |
7,4% |
7,2% |
|
Кино | 0,5% | 0,5% | 0,5% | 0,5% | 0,6% | |
Наружная реклама | 6,5% | 6,7% | 6,8% | 6,9% | 7,0% | |
Интернет |
8,7% |
10,5% |
12,6% |
13,8% |
15,1% |
|
Zenith Optimedia |
Согласно цифрам, озвученным ZenithOptimedia, интернет будет
единственным растущим медиа в 2009 году. Глобальные расходы на ТВ в
2009 году снизятся на 7,1%, рекламу в газетах ожидает спад на 14,7%. В
2011 году расходы на газетную рекламу сократятся на 22,7% относительно
2007 года. Расходы на рекламу в журналах опустятся на 16,7% в 2009
году. Однако их будущее оптимистичнее, чем у газет — на чтение журналов
не так сильно влияет развитие интернет-СМИ, считают в ZenithOptimedia.
Что касается российского рекламного рынка, то и здесь
интернет-реклама будет чувствовать себя лучше всего. По прогнозу
ZenithOptimedia, при развитии российского по оптимистичному сценарию
рост сектора может составить +12%, а доля этого сегмента увеличится с
3% до 4%.
Вид медиа |
2006 |
2007 |
2008 |
2009
|
2009 |
|
Телевидение |
30% |
31% |
22% |
-5% |
-15% | |
Печатные СМИ |
13% |
16% |
11% |
-33% |
-40% |
|
Радио |
47% |
19% |
-6% |
-33% |
-40% | |
Наружная реклама |
25% |
22% |
13% |
-22% |
-30% |
|
Интернет |
60% |
97% |
32% |
12% |
0% |
|
Прочие носители |
44% |
72% |
45% |
-16% |
-25% |
|
ВСЕГО: |
27% |
26% |
17% |
-15% |
-24% | |
Zenith Optimedia |
Однако ТВ-реклама в России, даже несмотря на отрицательную динамику,
все равно останется доминантой рынка (доля ТВ-рекламы вырастет с 52% в
2008 до 58% в 2009). Больше других сегментов от кризиса в России
пострадают печатные СМИ: их доля доля в 2009 году сократится на 5
процентных пунктов.
Метки: интернет, интернет-реклама, медиареволюция, новости