Как известно, на прошлой неделе мы ездили на StartupSauna в Казань, где выступали в качестве экспертов и спонсоров. На мероприятие приезжали эксперты из Финляндии, которые оценивали проекты и давали полезные советы о том, как создавать собственные проекты.
После того как все стартаперы представили свои проекты, ведущий тренер финской StartUp Sauna рассказал об их ошибках и о том, как нужно представлять свои проекты менторам. Следуя этим правилам, вы сможете рассказать о своем стартапе за 30 секунд или за полчаса.
Советы от Juha Ruohonen Head Coach of StartUp Sauna.
У идеи должно быть название и слоган
Придумайте слоган для вашего стартапа, в который вы вложите всю его суть. Часто это помогает вам понять, что, собственно, в вашей идее новаторского. А слушателям это позволит настроиться на тематику того, о чем далее будет презентация.
Начните с проблемы
Каждая идея или каждый стартап должен начинаться с того, что существует проблема. Фактически проблема это уже половина объяснения того, зачем вообще нужен ваш проект.
Стартап должен решать эту проблему
Собственно вывод из проблемы — ее решение. В случае стартапа это означает, что ваш проект предоставляет сервис, который решает означенную вами выше проблему. Если у вас нет проблемы и нет ее решения, скорее всего ваш проект просто бесполезен.
У решения должна быть ценность
Если вы придумали новую электронную почту или социальную сеть где восстанавливают знакомства те, кто учился в одной школе… То скорее всего, ваша идея и проблема которую она решает прекрасна. Но что-то мне подсказывает, что решение ей уже придумали. А это значит ценности его уже нет. Найдите уникальное и полезное решение обычной проблеме.
Ваше решение должно зарабатывать деньги
Если все сложилось, вы обнаружили проблему, придумали ей решение, оно оригинально и имеет ценность. То перед вами стоит уже достаточно простая задача — придумать, как продавать вашу идею. Моделей монетизации в Интернете придумано уже достаточно, надо лишь подобрать эффективный набор инструментов.
Расскажите о своей команде
Обязательно расскажите о команде. Кто это на данный момент? Директор и креативный директор? Или у вас уже есть программисты, дизайнеры, тестировщики и копирайтеры. Не обязательно в течение получаса рассказывать о всех достижениях каждого члена команды. Покажите фотографии и коротко расскажите о тех, кто работает над проектом.
И в конце обозначьте статус
Обязательно расскажите, на каком сейчас вы этапе, и какое время требуется для того, чтобы завершить проект или прийти к какой-то стадии, когда его можно будет показывать. Это может быть разработка идеи, интерфейсы или уже готовая первая страница с минимумом функционала. Если есть скриншоты — показывайте, главное в стартапе это сам стартап. Не забывайте об этом.
Заметка лично от меня, естественно про деньги
Практически все, начинающие заниматься стартапами не имеют даже приближенного представления о том, как строятся расходы, связанные с разработкой, запуском и продвижением стартапа. Поэтому цифры в презентациях выглядели примерно так: «Нам нужно 300 000 рублей, чтобы закончить разработку и еще 300 000 в месяц на поддержку и продвижение»; до: «Нам надо 2 500 000 долларов, чтобы закончить проект, а потом мы через год их отобьем».
Точно такое расплывчатое понимание о том, сколько денег будет заработано. Лучше опишите средства монетизации, менторы прекрасно знают, сколько и какой метод может принести исходя из аудитории и посещаемости.
В добавлении к основным правилам Juha Ruohonen дал несколько советов о том, как презентовать себя и свой проект:
- Учитесь работать с аудиторией и микрофоном. Даже если у вас самая гениальная в мире идея, стоя спиной к залу и бубня в микрофон, вы не сможете рассказать о ней так, чтобы это было хотя бы услышано.
- Если вы использовали нестандартное ПО для презентации, убедитесь заранее, что она откроется на компьютере, подключенном к проектору. У самого Juha презентация не заработала, так как была сделана на Mac’е.
- Если вы решили показать какой-то элемент презентации онлайн — через браузер, понадеявшись на интернет. То знайте — wifi упадет, а 3G отключат. Держите все что связано с вашим представлением в виде офлайн файлов. Это поможет избежать ненужных фейлов.
- Взаимодействуйте с аудиторией, вовлекайте ее в вашу проблему и ее решение, в этом успех.
- И сделайте что-то, что позволит вас запомнить: «Чувак который ходил на руках всю презентацию», «Тот парень в красных кедах», «Девушка с яблоком на голове». В общем, шокируйте публику так, чтобы она вас запомнила, и постарайтесь выделиться из массы оригинальных стартаперов.
Удачи вам в ваших начинаниях и презентациях. Надеюсь эти советы помогут найти инвесторов и создать нечто незабываемое.
подобными методами я пользовалась во время учебы в универе — из потока в 70 человек все преподы всегда меня помнили, если не по имени то в лицо точно — очень помогало потом при получении зачетов и сдаче экзаменов (одной девочке даже поставили зачет автоматом, потому что мы с не были похожи)